О порядке досудебного обжалования
Главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлен порядок досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
Решения органа государственного надзора, действия (бездействие) их должностных лиц и их территориальных органов, осуществляющих плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, могут быть обжалованы в суд только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование: 1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов; 2) актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений; 3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов; 4) решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска; 5) решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц; 6) иных решений, принимаемых контрольными (надзорными) органами по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля. Сроки подачи жалобы: - на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц - 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. - на предписание контрольного (надзорного) органа - 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Жалоба должна содержать: 1) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются; 2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней; 3) сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу; 4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии; 5) требования лица, подавшего жалобу; 6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия или обязательного профилактического визита в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых подается жалоба (номер обжалуемого контрольного (надзорного) мероприятия, состоящий из 20 цифр, размещается на каждом решении, акте, предписании в верхней части страницы вместе с QR-кодом); 7) учетный номер объекта контроля в едином реестре видов контроля (при обжаловании решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска). Как подать жалобу: Жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью (для организаций - усиленной квалифицированной электронной подписью). Для реализации контролируемыми лицами (их представителями) права на досудебное обжалование результатов контрольных (надзорных) мероприятий эксплуатируется цифровой сервис подачи жалоб https://knd.gosuslugi.ru/. На указанной платформе имеется вся необходимая информация для подачи жалобы, а также специальная форма для заполнения.