КАРТА САЙТА  |  В ЗАКЛАДКИ  |  ВКонтакте   Одноклассники   Инстаграмм

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО

20 ноября во всем мире будут отмечать День прав ребенка. Эта дата направлена на привлечение внимания к проблемам детей и улучшение их уровня жизни. В этот день в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство". В 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь.

О правах детей, проблемах и успехах в этой области мы поговорили с помощником Уполномоченного по правам ребенка в РС(Я) по Ленскому району, начальником отдела психолого-педагогического и медико-социального сопровождения Районного управления образования, Почетным работником воспитания и просвещения РФ Екатериной Владиславовной Ульяновой.

 

–  Екатерина Владиславовна, здравствуйте. Расскажите, как и когда вы начали заниматься правами детей?

– На страже прав детей находится целый ряд ведомств и служб систем профилактики. Но немаловажную роль играет и общественность нашего района. Так сложилось, что вопросами профилактики жестокого обращения и защиты прав ребенка я занимаюсь с 2000 года по своим должностным обязанностям, и с 2008 года - по своей общественной деятельности, являясь помощником Уполномоченного по правам ребенка в РС(Я) по Ленскому району.

 

–  Говоря о правах ребенка прежде всего всплывают картины жестокого обращения и преступления против несовершеннолетних. Различают ли какие-либо их виды?

– Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания от подзатыльников и шлепков до порки ремнем, почти всегда сопровождающихся словесными оскорблениями и психической травмой.

   Сексуальное насилие (развращение) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия. Причем, согласие ребенка в данном случае не дает оснований считать данные действия ненасильственными, поскольку ребенок не имеет представления о характере действий и не может предвидеть для себя последствия.  Опыт показывает, что насильники и извращенцы заманивают детей сладостями, привлекательными вещами (телефон, игра или игрушка и т.д., участием в съемках фильма и т.д.), зная о том, что для несовершеннолетних, включая подростков гораздо значимее ближайшая перспектива, чем отсроченные последствия.

   Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. Многие родители не знают, что к данной форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • издевательство над дорогим ребенку человеком;
  • аморальное, асоциально, развращающее поведение взрослых в присутствии ребенка;
  • вынуждение ребенка попрошайничать, бродяжничать и т.д.

Пренебрежение основными нуждами ребенка - наиболее распространенный вид бытового насилия, проявляющийся в отсутствии обеспечения питанием, условиями проживания, одеждой, содержания ребенка; отсутствием в семье заботы о здоровье, ухода, защиты, контроля и требовательности со стороны родителей, законных представителей. Говоря о «заброшенности» ребенка, мы должны понимать, что столкнулись с одной из форм жестокого обращения. Самая распространенная форма – оставление на длительное время дома детей одних или с малознакомыми людьми.

 

–  Почему дети не редко становятся жертвами преступлений?

– Потому что дети доверчивы и беспечны, они не имеют негативного опыта, открыты и доброжелательны ко всему миру. Преступник же может подобрать нужный ключик к любому ребёнку.

 

– Кто чаще всего нарушает права ребенка?

– Анализ обращений ко мне, как к помощнику Уполномоченного показывает, что осознанно или неосознанно наиболее часто нарушают права ребенка те, кто казалось бы, должен в первую очередь ограждать и оберегать его – это родители или опекуны, другие законные представители. В таких случаях обращения поступают от самих детей, работников образовательных и медицинских учреждений, неравнодушных соседей и знакомых семьи, иногда за товарищей вступаются их сверстники. Поступающие жалобы свидетельствуют и о том, что нарушения прав ребенка отмечаются во всех сферах его жизнедеятельности. Иногда причиной нарушения прав детей становится недостаточная правовая информированность законных представителей несовершеннолетних, когда заявители не знают своих прав и обязанностей, предусмотренных законами и невысокий уровень родительской ответственности, когда воспитание ребенка пущено на самотек.

 

– Какие случаи жестокого обращения с ребенком наиболее распространены на территории нашего района?

– Наиболее часто мы сталкиваемся с пренебрежением нуждами ребенка. И, что самое печальное, это может происходить во вполне благополучных на первый взгляд семьях.

 

– Какие преступления против детей запомнились вам, потрясли вас больше всего?

– В самом начале моей работы в Управлении образования меня пригласили для работы с 5-летним ребенком, отобранным у матери, которая в течение длительного времени держала его в подполе. Мальчик не умел разговаривать, боялся людей, щурился от дневного света. Судьба этого ребенка сложилась благополучно. Он прошел курс реабилитации, попал в приемную семью и к школьному возрасту почти догнал своих ровесников в развитии.

Тяжело работать с жертвами сексуального насилия. Судьбы таких детей практически всегда оказываются изломанными по причине колоссального ущерба как физическому, так и психическому здоровью жертвы. Насильниками чаще всего являются члены семьи либо близкие знакомые родителей детей. Жизнь ребенка превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты, потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем и боятся презрения окружающих. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся. Именно поэтому такие прецеденты могут повторяться неоднократно.

Также, из примеров последних лет показательным являлся случай, когда несовершеннолетняя девочка из социально-опасной семьи, родив малыша, чуть не лишила его жизни по незнанию и неумению за ним ухаживать. Оказавшись одна в квартире (родственники выехали на проживание в село), она продолжила свой образ жизни с подругами, друзьями, вечеринками и т.д., не обеспечила полноценное питание и уход грудничку, что привело к истощению и развитию тяжелой формы аллергии. Жизнь малыша спасли медики.

 

– Может ли ребенок избежать насилия?

  – Избежать насилия можно. Для этого детям надо научиться правильно оценить ситуацию, доверять своим чувствам, принять правильное решение и не стесняться показаться смешным в какой-либо ситуации.

Детей нужно научить правилам четырёх «НЕ»:

  • Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
  • Не заходи с ними в лифт и подъезд.
  • Не садись в машину к незнакомцам.
  • Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

–  Что должно насторожить нас - взрослых - во внешнем виде, самочувствии и поведении ребенка?

Существует достаточно много признаков, на которые стоит обратить внимание:

  • неопрятный, неухоженный вид, ребенок одет не по сезону;
  • внешние повреждения, имеющие специфический или систематический характер;
  • повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастного случая;
  • стремление скрыть причину травмы;
  • боязнь физического контакта со взрослыми (ребенок вздрагивает, отклоняется, отходит от приближающегося взрослого, отводит взгляд, не смотрит в глаза);
  • самоповреждающее поведение (порезы, царапины и т.д.); попытки самоубийства; высказывания, рисунки, записи о суициде;
  • пассивное реагирование на боль;
  • отсутствие сопротивления, желания защитить себя;
  • чрезмерная уступчивость; угодливое поведение;
  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с более слабыми, с животными;
  • нежелание ребенка возвращаться домой, длительное нахождение на улице и, как следствие - побеги из дома;
  • неразборчивые знакомства (знакомится ситуативно, не интересуется новым товарищем: может не знать где он живет, учится, кто его родители), трудности в установлении устойчивых дружеских связей;
  • «зацикленность» на теме секса, интимных отношений, в подростковом возрасте циничные высказывания, жесты, рисунки сексуального характера;
  • хронические мочеполовые инфекции;
  • частые соматические заболевания, резкие колебания в весе;
  • нервно-психические расстройства: нервные тики, энурез, ночные кошмары, страхи;
  • стремление закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;
  • безразличное отношение к себе, своему будущему, низкая самооценка;
  • беспорядочные половые связи;
  • ранняя беременность;
  • замкнутость, закрытость, особенно в вопросах взаимоотношений в семье;
  • задержка физического или умственного развития ребенка;
  • регрессивное поведение (ребенок начинает себя вести «как маленький»);
  • аддиктивное поведение (употребление алкоголя, токсических и других психоактивных веществ);
  • кражи (особенно продуктов питания, вещей первой необходимости);
  • любые нарушения ролевых отношений в семье (ребенок берет на себя роль родителей и т.д.)

 –  Жизнь не стоит на месте и в современном мире, наверняка, появляются новые способы негативного воздействия на ребенка?– Да, мы все чаще говорим о кибер-безопасности, кибер-буллинге, о безопасности наших детей в интернет-пространстве. Этим темам посвящаются родительские собрания, консультации на сайтах школ и Управления образования. В учреждениях образования установлены контент-фильтры. А вот обеспечить интернет безопасность детей во внеучебное время – задача родителей. В помощь мы предлагаем пройти обучение на сайте «Сетевичок» и получить паспорт цифрового гражданина. А детям мы предлагаем запомнить правила пяти «НЕ»:

·        Не грубить, не использовать ненормативную лексику в интернет пространстве.

·        Не сообщать свою частную информацию.

·        Не открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя.

·        Не распоряжаться деньгами своей семьи.

·        Не встречаться с интернет знакомыми в реальной жизни без присутствия взрослых.

Также мы объясняем подросткам, что любой ролик, любое видео и аудио сообщение, размещенные ими в сети, а также пересланные ими влечет за собой ответственность. Из интернета практически ничего невозможно удалить бесследно. Совершив ошибку в подростковом возрасте, возможно, будешь о ней сожалеть, повзрослев. 

– Почему взрослые так часто слишком поздно узнают о беде, случившейся с ребенком? – Сами дети, подвергшиеся насилию, из-за боязни повторно подвергнуться жестокому обращению, редко обращаются за помощью в соответствующие государственные органы, учреждения. Дети, особенно подростки, боятся распространения информации о произошедшем факте насилия среди сверстников и взрослого окружения. Положение дел осложняется также тем, что в случае, если насилие совершается внутри семьи, родители, которые должны защищать своих детей, не желают «выносить сор из избы».

– Бытует мнение, что очень трудно привлечь к ответственности виновных лиц, что наше законодательство несовершенно в этих вопросах. Так ли это?

– Это неправда. Уровень правовой грамотности граждан за последние годы очень вырос. В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком. Я хочу рассказать подробнее об ответственности взрослых:

Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Что бы вы посоветовали родителям? О чем они должны помнить?

  • Уважайте своего ребенка, не позволяйте другим и не заставляйте сами ребёнка делать что-то против своей воли.
  • Поддерживайте в семье благоприятный психологический климат. Неприятности, проблемы, могут возникнуть в каждой семье, но наша задача не допускать, чтобы дети стали эпицентром негативных последствий.
  • Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит.
  • Не отмахивайтесь от жалоб ребенка. Как минимум его жалобы говорят о недостатке внимания к нему, а как максимум о совершенном насилии или травле.
  • С дошкольного возраста обеспечьте занятость ребенка, учитывая его склонности и интересы.
  • Старайтесь сделать своего ребенка в чем-либо успешным. Если есть проблемы с обучением и ему никак не дается учеба, найдите «его» нишу – спорт, творчество, волонтерство и т.д., то, чем бы ваш ребенок был интересен сверстникам. Это значительно снизит риск стать жертвой травли в детском коллективе.
  • Знайте круг общения и интересы друзей своего ребенка. Создайте возможность общения своего ребенка с его друзьями на «своей» территории, а не в подъезде или на улице. Постарайтесь расположить друзей ребенка к себе, общайтесь с ними, их родителями.
  • Знайте, что инициаторами жестокого обращения могут быть вполне милые на первый взгляд люди. Также могут ими стать люди, наделенные определенными полномочиями. Запомните, никто не имеет права бить и унижать ребенка. Если вы стали свидетелями такого события, необходимо реагировать своевременно.
  • Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.
  • Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, сожителя прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
  • Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить как предохраняться.
  • Мама должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
  • Ищите союзников. Вокруг много учреждений и должностных лиц, в чьи обязанности входит охрана жизни и здоровья ребенка. Если вам не хватает педагогических знаний, обращайтесь за помощью к педагогам. Если к вашим просьбам остались равнодушны, обращайтесь в Управление образования.

- С чем бы вы хотели обратиться к жителям Ленского района?

- Гости нашего района отмечают, что на Ленской земле созданы все условия для воспитания подрастающего поколения – у нас уютные, теплые красивые образовательные учреждения с хорошей материально-технической базой; учреждения дополнительного образования, культуры, спорта предоставляют бесплатное дополнительное образование всем желающим, включая взрослое население. То, как мы распорядимся всем этим, зависит от нас самих. Наши дети растут и взрослеют здесь и сейчас. Для ребенка важен каждый день его жизни - ведь то, каким он вырастет человеком, гражданином, семьянином закладывается в детстве. Я хочу обратиться ко всему взрослому населению с призывом ценить каждый день жизни ребенка и не откладывать свою любовь, внимание и заботу на потом, а также не быть равнодушными к чужим проблемам и бедам.

Куда в нашем районе можно обратиться за помощью родителю или просто неравнодушному гражданину?

ВАЖНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ и АДРЕСА:

  • ОМВД по Ленскому району РС(Я) (ул. Ленина, д.55):

Дежурная часть т. 02, т. 4-30-26 Звонки с сотового телефона - 102

Телефон доверия т. 4-30-54 (звонки могут быть анонимными)

  • Прокуратура Ленского района РС(Я) т. 4-22-04 (ул. Ленина, д.68)
  • Следственный комитет по Ленскому району РС(Я) (ул. Пролетарская, д.31) т. 4-22-05
  • Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Ленский район» (ул. Ленина, д.65 каб.103) т. 4-65-94
  • Специалисты опеки и попечительства муниципального образования «Ленский район» (ул. Ленина, д.65 каб.104) т. 4-34-59
  • ГБУ РС(Я) ЛСРЦН (ул. Первомайская, д. 5 «А») т. 4-17-62, т. 2-44-22
  • Общественный помощник уполномоченного по защите прав детей в Ленском районе РС (Я) (ул. Чапаева, д.60) т. 4-10-51

Также, любой ребенок или родитель может позвонить по телефону доверия.

8-800-2000-122 (единый телефон доверия РФ)

8-800-100-35-50 (Телефон доверия РС(Я)

Пресс-служба администрации Ленского района

  

Поделиться в социальных сетях:

  • Организации
  • Поселения
  • Контакты
  • На карте

Адрес АМО: 678144, г. Ленск, ул. Ленина, д. 65

Телефон: 8 (41137) 4-23-04

Факс: 8 (41137) 4-65-81, 4-22-31

Электронная почта: admin@lenskrayon.ru

Сайты: lenskrayon.rumr-lenskij.sakha.gov.ru

Интернет-приёмная

Top