В ЛЕНСКИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОР ПОСТУПАЮТ ЖАЛОБЫ НА ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНЫ – ТАМ РАССКАЗАЛИ О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОНЛАЙН ПОКУПКЕ
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он проходит под девизом – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Мероприятия, организованные в рамках Всемирного дня прав потребителей в 2024 году, направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом.
Одним из самых заметных проявлений искусственного интеллекта в повседневной жизни является использование его при оформлении онлайн покупок в различных интернет магазинах: Wildberries, OZON и другие.
При этом не все покупатели знают о своих правах и обязанностях продавца при осуществлении таких покупок.
Так, в Ленский территориальный отдел Роспотребнадзора в 2023 г. с вопросами защиты прав потребителей поступило 5 обращений граждан на интернет магазины, это 20% от всех обращений по вопросам защиты прав потребителей. Данные вопросы касались возврата денег за товар. Все обращения были отработаны в срок, законные требования потребителей были удовлетворены в досудебном порядке.
Стоит отметить, что на товары, приобретенные онлайн, также в полной мере распространяются требования Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, Гражданский кодекс РФ, которые определяют следующие гарантии для потребителей:
- договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента получения потребителем документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения от потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. После того, как потребителем заявлено согласие о приобретении товара, а продавцом подтвержден заказ, продавец не вправе изменять условия договора, то есть изменять цену, условия приобретения и доставки;
- потребитель имеет право на качественный и безопасный товар;
- на доставку товара в указанный срок, при нарушении которого потребитель вправе требовать неустойку (пеню) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара;
- на получение полной информации на русском языке о внешних данных, составе, функции товара, способах применения, сроках гарантии и др.;
- на возврат денег, либо замену товара при обнаружении брака. Товар с дефектом можно вернуть в течение всего срока гарантии. Но данное правило не распространяется на сложно техническую продукцию (сотовые телефоны) которые можно вернуть\заменить в течение 15 дней и только после проведения экспертизы. Замена товара ненадлежащего качества осуществляется в сроки не позднее 7 дней с момента предъявления данного требования. Если у продавца нет такого же товара для обмена, то обмен не должен длиться больше 30 дней;
- также возможно вернуть/заменить качественный товар, но сделать это необходимо в течение 14 дней с момента покупки, при условии сохранения товарного вида изделия. При этом данное правило не распространяется на следующие товары надлежащего качества: лекарства, ювелирных изделий, товары личной гигиены, нательное белье, товары имеющего индивидуально-определенные свойства, (например, часы с гравировкой и т.п.).
Получить консультацию по возникшим вопросам можно, обратившись в Территориальный отдел Роспотребнадзора по Ленскому району. Адрес: г. Ленск, ул. Ленина, 54А, кабинет 3, или позвонив по телефону 4-32-72 в рабочие часы.
Стоит отметить, что при письменном обращении необходимо соблюсти претензионный порядок. То есть сначала изложить свои требования продавцу в письменной форме. Далее по истечении 10 дней с момента подачи обращения, если вас не удовлетворил ответ продавца, или ответ не поступил вовсе, вы можете обратиться в Роспотребнадзор.