Чеки и пречеки в ресторанах: что будет, если вам не выдали чек?
Самая распространенная проблема в кафе и ресторанах – это выдача предварительного чека, который не является доказательством оплаты услуги, как и чек POS-терминала, а также онлайн-переводы на мобильный банк.
Что такое пречек и чек? Почему клиенту ресторана приносят сначала первый, а потом и второй чек? Обо всем этом по порядку.
Пречек – это ознакомительный счет, в котором прописаны все блюда и итоговая сумма заказа, его приносят гостю перед оплатой. Это не фискальный документ, он формируется программой. А чек - это то, что посетителю выдают после успешного платежа. Это документ, который необходимо выдавать потребителю по Федеральному закону №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ». Указанным законом утверждены реквизиты, которые должен содержать кассовый чек, в том числе:
- наименование документа;
- дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
- наименование пользователя (организации или ФИО ИП);
- идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
- признак расчета (приход, возврат и т.д.);
- наименование товаров, работ, услуг, их количество и цену;
- сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам;
- форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке, а также сумма оплаты);
- должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем;
- QR-код.
Данные реквизиты являются подтверждением, что услуга была реализована данной организацией или индивидуальным предпринимателем, следовательно, потребителю не придется искать доказательства при возникновении спорных вопросов.
С 2024 года Управление ФНС России по Республике Саха (Якутия) возобновляет реализацию отраслевого проекта «Общественное питание», основной целью которого является легализация сферы услуг общественного питания, а также создание равных конкурентных условий ведения бизнеса и как следствие защита прав потребителей в части оказания услуг общественного питания, применения контрольно-кассовой техники (ККТ).
Налоговой службой в рамках проекта проводится мониторинг расчетов предприятий общепита с клиентами, по итогам которого в отношении хозяйствующих субъектов, не применяющих ККТ, проводятся профилактические и контрольно-надзорные мероприятия. При этом контрольные мероприятия проводятся только в отношении недобросовестных участников рынка, не изменивших модель своего поведения.
Граждане могут проверить выданный кассовый чек в мобильном приложении «Проверка кассового чека ФНС России». Приложение также предоставляет возможность хранить чеки и сообщать о выявленных нарушениях.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) призывает всех продавцов услуг соблюдать законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а потребителей услуг – требовать кассовые чеки за каждый расчет наличными и безналичными денежными средствами при посещении мест общественного питания.