РОСПОТРЕБНАДЗОР О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В рамках проведения декады мероприятий, приуроченных ко всемирному дню защиты прав потребителей, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РС(Я) в Ленском районе разъясняет гражданам их права при продаже непродовольственных товаров индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Потребитель имеет право получать качественные услуги и приобретать качественный товар.
В числе ключевых прав потребителей можно выделить четыре группы:
- право на безопасность товара;
- право на качество товара;
- право на информацию о товарах, о продавце;
- право на судебную защиту.
Товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасным для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не должен причинять вред имуществу потребителя. Данная норма закреплена в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
Также Закон устанавливает, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. В случае продажи товара ненадлежащего качества, продавец по требованию потребителя (если потребитель обратился в установленные Законом сроки) обязан заменить такой товар, произвести ремонт либо вернуть за товар деньги.
Кроме того, Закон четко регламентирует какую информацию продавец обязан довести до покупателя. Так, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее реализацию непродовольственных товаров, доводит до сведения потребителя информацию о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения и режиме работы, размещая указанные сведения на вывеске. Продавец, являющийся индивидуальным предпринимателем, дополнительно размещает в наглядной и доступной форме информацию о госрегистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности продавца подлежит лицензированию, то до сведения потребителя должна быть доведена также информация о виде деятельности, номере лицензии или свидетельства о госаккредитации, сроках действия и выдавшем их органе.
В числе обязательной информации о товарах: наименование технического регламента; сведения об основных потребительских свойствах товаров; цену в рублях и условия приобретения; гарантийный срок, если таковой установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок службы или срок годности товаров; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности; информация о правилах продажи товаров. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Права потребителей объективно являются одними из самых востребованных прав гражданина, которыми он пользуется ежедневно, покупая товары в магазинах, заказывая выполнение работ или оказание услуг. В связи с чем важно, чтобы индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивали их соблюдение. В случае нарушения законодательства о защите прав потребителей, вы вправе обратиться непосредственно к продавцу за восстановлением своих прав, а при отказе – в суд с исковым заявлением.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону «горячей линии» Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РС(Я) в Ленском районе 8 (411-37) 4-32-72.