КАРТА САЙТА  |  В ЗАКЛАДКИ  |  ВКонтакте   Одноклассники   

НА МЕСТЕ КРУШЕНИЯ САМОЛЕТОВ НА ТРАССЕ «АЛСИБ» В ГОДЫ ВОВ УСТАНОВИЛИ «СВЕЧУ ПАМЯТИ»

В минувшие выходные состоялась очередная большая экспедиция к месту падения двух самолетов на воздушной трассе «Аляска - Сибирь» в годы Великой Отечественной войны.

Об этом рассказал житель поселка Витим, краевед Михаил Амузинский. Группа школьников, военных, сотрудников промышленных предприятий и просто неравнодушных жителей Витима установила на историческом месте мемориальную «Свечу памяти» с информационными табличками. Экспедицию посвятили наступающему 80-летию Победы в ВОВ, поскольку в мае добраться до места будет невозможно из-за ледохода на реке Лена.

Далее предлагаем ознакомиться с полной версией статьи участника экспедиции Михаила Амузинского:

«Проект, с условным названием «АЛСИБ: история одной катастрофы» в этом году был продолжен. Главная его цель - завершить сооружение Мемориального места к 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Такой ранний срок проведения экспедиции обусловлен двумя обстоятельствами. Первое: непосредственно к девятому мая 2025 года на место аварии попасть невозможно из-за ледохода на реке Лена. Вторая причина - запланированный отъезд на другое место жительства и.о. директора витимской школы Данилова Нюргуна Владимировича, который был активным сторонником исследования обстоятельств крушения самолетов в частности, и популяризации знания о секретной воздушной трассе в целом. Активный участник и организатор прошлогодней экспедиции школьников на место падения истребителей. И в составе войсковой части 46179-Я в любой момент могла произойти очередная ротация кадров и офицеры, проявившие большой интерес и участие в походах, могут быть направлены в другие места службы.

Наша экспедиция намечалась на 6 июля. Но многодневный шквальный ветер на Лене поднял такую волну, что ни о какой поездке с детьми не могло быть и речи. В прошедшее воскресенье 21 июля погода во всех отношениях была благосклонна. И рано утром мы двинулись в дорогу.

Сразу следует сказать, что состав нашей экспедиции был очень разнообразным. Ученики Витимской школы Лемешков Дима, Бушманов Дима, Моисеенко Игорь, Лыткин Герман, Динер Максим, Вербин Дима и его сестра Алина, выпускница школы 2020 года. Мироманов Кирилл, к сожалению, по вине родителей к началу пешей части похода опоздал. От педагогического коллектива школы была заместитель директора по воспитательной работе Вербина Наталья Камиловна. Волею случая летних каникул, проводимых у деда в Витиме, с нами оказался и Яблонцев Коля - ученик одной из школ города Иркутска. На своей лодке двигались трое военнослужащих войсковой части 46179-Я, дислоцирующейся в посёлке Пеледуй: подполковник Лемзин Дмитрий Викторович, подполковник Ивасенко Валерий Вячеславович и капитан Кузаков Сергей Эдуардович. Именно он один, без смены пронес главный фрагмент нашего памятника от реки до вершины береговой горы. А это почти двадцать килограммов сварной железной конструкции.  

Также двое сотрудников ПАО «Сургутнефтегаз» Тарасов Вадим и Вербин Иван. Работник Витимской библиотеки Рассолова Евгения. Предприниматели Динер Михаил и его супруга Евгения, которая уже на горе проявила не свойственную женщинам техническую смекалку при монтаже одного из элементов памятника. С самым юным участником экспедиции пошла и его мама Лыткина Ольга. Двое пенсионеров МВД: Рассолов Олег и автор.

Полтора часа на мотолотках мы двигались до заброшенной деревни Садки. По прибытию к промежуточному пункту экспедиции, прямо на палубах корпусов, женщины накормили всех пирогами с горячим сладким чаем. Здесь мы разделились. Водители лодок остались на берегу. А большая часть, надев рюкзаки с различными элементами конструкции памятного знака, водой, небольшим количеством продуктов двинулись к месту падения истребителей по старой лесовозной дороге.

Благодаря хорошему профилю и каменистой отсыпке она находилась в прекрасном состоянии, хотя несколько лет уже заброшена. Шагалась довольно легко с разговорами и редкими остановками на отдых. Весело и отрадно вновь увидели брошенный охотником прямо на дороге сломанный мотоцикл ИЖ с коляской. Он для многих участников явился уже как старый знакомый. Было много шуток о его использовании как средства передвижения в наших целях. Группой сфотографировались около него и пошли дальше.

Вскоре поднялись на вершину к цели нашей экспедиции. Было видно, что кроме медведя мелких зверьков и птиц здесь никого не было. Всё осталось в таком состоянии, как сентябре прошлого года.

Совершив короткую экскурсию по значимым точкам площадки, мы принялись за дело. Одни монтировали треногу для основания памятного знака. Другие вырезали кустарник, освобождая площадку. Третья группа разобрала каменную пирамиду под табличкой войсковой части что была установлена летом 2023 года. Для её окончательного завершённого вида также использовали треногу, которую затем заложили камнями. Все трудились как муравьи и вскоре площадка открылась в своей свободе. Забегая вперёд скажу, что уже на берегу, перед отправлением домой, приятно было услышать, как кто-то из женщин произнёс: "Оказывается, наши мальчишки какие сильные! Какие большие булыжники носили"!

Совершенная правда. Не знаю какие они ученики, может быть двоечники первостатейные, но в деле экспедиции они показали себя с наилучшей стороны. Грамотно вели себя в лодках, легко и даже с задором шагали километры пути по дороге, дисциплинированно отпрашивались для самостоятельного осмотра развалин былых зданий ретранслятора. Не отсиживались в стороне при сооружении пирамиды из камней и других задач на Мемориальном месте. Так ещё отличались и высокой степенью скромности. Усадить их за стол попить чай или съесть тарелку супа - та ещё задача.

Поэтому, когда мы порой сетуем на молодёжь, то это от непонимания того, что они просто другие. Им жить в другое время, отличное от нашего детства. После похода у реки мальчишки с удовольствием купались в Лене даже немного завидовал им. Потому как во времена нашей школьной юности про эти две Аэрокобры мы не знали. Из всей школьной истории страны нам рассказывали только о фронтах Великой Отечественной войны. А то, что она со своими победами и поражениями проходила и через Витим, как-то не было ничего известно. Словно забыли эту героическую страницу своей истории.

Но, тем временем основные работы были завершены и, расписавшись в послании потомкам 2045 года, мы заложили его в основание нашего памятника. Затем провели короткий митинг. Приветственный адрес Мэра Мамско-Чуйского района Иркутской области:

 «На Ваше обращение от 17.06.2024 года № 5 «О принятии участия в экспедиции» администрация Мамско-Чуйского района сообщает, что в связи со служебной загруженностью принять участие мэра района Морозова А.В. в экспедиции на место крушения истребителя не представляется возможным.

Администрация Мамско-Чуйского района крайне признательна Вам за вашу общественную деятельность, проявленную инициативу и патриотизм.

Просим Вас предоставить в администрацию района информацию об экспедиции (фото и видеосъемка) с целью размещения в официальных социальных сетях Мамско-Чуйского района, а также передачи в Краеведческий музей Мамско-Чуйского района. 

   Мэр муниципального образования Мамско-Чуйского района А.В.Морозов».

Начальник штаба войсковой части 46179-Я подполковник Ивасенко В.В. сказал: «Мы давно контактируем с Витимской школой. Считаю, что мы, пусть незначительно, но вносим посильный с вами вклад в историю и своего поселка, и края, и вообще России в целом и, наверное, в значимости и справедливости мира. Поэтому то, что вы сюда пришли, вы здесь оказались, думаю, что вы никогда этого не забудете. Своим присутствием вы почтили память героев-летчиков секретной трассы. Это немаловажно. Пожалуйста, ребята не забывайте подвиги прадедов, которые это совершили, чтобы мы сейчас вами могли заниматься под мирным небом своей работой, жить, рожать детей, улыбаться, радоваться. Поэтому от себя лично поздравляю вас со знаменательным для вас событием, надеюсь и желаю, чтобы вы эту традицию продолжали, приводили сюда своих товарищей, родственников. Место значимое и главное его не забывать».

Под троекратный залп ученики школы сняли белое памятника. Свеча памяти АЛСИБа над местом катастрофы двух истребителей времён Великой Отечественной войны, в память о погибшем лётчике и героизме рядового колхозника колхоза «Пробуждение» деревни Рысьино, а также других работников секретный воздушной трассы предстала людям.

Каменная пирамида свечи ещё требует доработки. Но намеренно не стали её завершать, потому как откровенно сказывалось усталость. И, главное, хоть не такой палящий, но тем не менее жаркий полдень, брал своё. Так что у нас с Миромановым Кириллом и другими энтузиастами есть повод ещё раз прийти сюда, завершить работу, чтобы три памятных элемента Мемориального места стали единым целым. Чтобы каждый путник кто по случаю, а кто целенаправленно придёт сюда, даже без сопровождающих поняли суть Мемориала. На памятниках и в Паспорте-дневнике Мемориального места приведены документальные сведения из материалов расследования, датированных 1943 годом. А также может оставить в дневнике свою запись. Паспорт-дневник хранится в сейфе, который мы временно прикрепили к стволу молодой сосны.

Невозможно и неэтично не сказать слова глубокой благодарности Филиппову Вячеславу, который написал про АЛСИБ несколько книг, а также имел в своём распоряжении копии материалов расследования авиакатастрофы у деревни Рысьино, поделился копиями с нами. Именно по ним участники нашей двухэтапной экспедиции знают истинную картину трагедии и героизма. Не просто знают, а предприняли действенные меры, чтобы любой человек, придя сюда узнал правду. Мог посмотреть на лица майора Морозова Павла Фёдоровича и старшего лейтенанта Федотова Ивана Александровича на одной стороне обелиска. На другой прочтет описание отважного поступка простого колхозника Габидулина Михаила Ахметовича. 

У реки нас ждали водители моторных лодок, сытный обед и горячий свежий чай с тортом. Кто купался, кто сидел за столом. Царила атмосфера единения. Так что рассаживаться по лодкам пришлось несколько под принуждением. Расставаться никому не хотелось.

В начале обратного пути по предложению Рассолова Олега мы приостановились около устья ручья Накипной. Все моторки встали борт о борт и операторы двух коптеров совершили ими несколько витков вокруг нас, снимая участников экспедиции на водной глади Лены, на фоне колоритных береговых скал.

Проект «АЛСИБ: история одной катастрофы» своим строительством подошёл к концу. А какова будет его жизнь и судьба, зависит от этих сегодняшних школьников. Им скоро наступит время брать в свои руки в том числе и это Мемориальное место «Свеча АЛСИБа». Большое им спасибо за участие в экспедиции. Они замечательные молодцы! Ещё год назад историю трагедии в нашей местности практически забыли, а другие, откровенно говоря, переврали. Благодаря же труду этих мальчишек и девчонок, благодаря их рукам, она обрела вторую жизнь. Более того они сами стали частичкой её истории и обладателями истинного знания о катастрофе.

P.S. ключ с большой красной ручкой от сейфа висит на верёвочке рядом с ним».

Михаил Амузинский,

Житель п.Витим, краевед

2 4 5 8 10 12 13 14 17 18 19 20 21 GLAVNAYA

  

Поделиться в социальных сетях:

  • Контакты
  • На карте

Адрес: Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ул. Ленина, д. 65

Телефон: 8 (41137) 3-00-12

Электронная почта: admin@lenskrayon.ru

Top